Несправедливость, царящая в Республике Саха, вылилась в многотысячный митинг против мигрантов.

Юлия Орлова
Люди пришли. Не менее пяти тысяч человек, причем практически исключительно мужчины среднего возраста и старше.
Перед накаленной толпой сначала с предложениями призыва к порядку и борьбой с нелегальным предпринимательством выступила мэр города Якутска Сардана Авксентьева, а затем глава Якутии Айсен Николаев. Обошлось без столкновений, хотя, как говорят очевидцы митинга, обстановка была более чем острая и просто насквозь пронизанная адреналином.
Разговор на митинге шел на якутском языке, так как большинство присутствующих были якутской национальности, что впоследствии дало возможность некоторым комментаторам в социальных сетях представить произошедшее как «новый подъем национального самосознания народа саха».
Надо отметить, что за последнее время это самый масштабный по количеству присутствующих митинг в республике. Как горько подмечали некоторые комментаторы, не было такого скопления людей на собраниях, где надо было выразить свою позицию против проведения пенсионной, мусорной реформ, против повышения тарифов ЖКХ или за честные выборы.
Поэтому логично задаться вопросом: почему именно этот случай вызвал такой широкий общественный отклик? И как за считанные часы удалось собрать такое количество людей, которые на своих автомобилях ехали в Якутск даже из соседних улусов. Причем желающих попасть на митинг было очень много — сотрудники ГИБДД даже были вынуждены временно приостановить проезд автомашин.
С вопросом «как?» все более или менее понятно. В республике очень развиты социальные сети, особенно WhatsApp, что отмечается всеми экспертами и подтверждается соцопросами. И даже есть мнение, что кандидат в президенты РФ Павел Грудинин смог победить в якутских улусах благодаря этому мессенджеру. Кроме того, и это следует признать, в республике есть радикализированные группы, которые, как известно, достаточно организованны и с помощью своих манипулятивных призывов и лозунгов могут воздействовать на некоторых.
На первый взгляд, мотив понятен — приезжий совершил преступление против местной женщины и люди требуют справедливого наказания.
Но дело в том, что органы в считанные часы после случившегося нашли преступника и задержали. И даже выложили его фото в соцсетях. Кроме того, тут же была обнародована статистика, которая неумолимо гласит, что в 2018 году в республике совершено 296 изнасилований, из них только 4 совершили граждане других государств. А буквально накануне было завершено расследование громкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, и был осужден педофил из Сунтарского улуса, который насиловал брата и сестру в течение нескольких лет. И в целом в период с января по сентябрь 2018 года в Якутии в пять (!) раз выросло количество совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних — с 6 до 28.
Но именно случай с местной женщиной, изнасилованной приезжим, стал катализатором массового митинга. Почему?
А рядом — выкачивание недр, коих в Якутии в избытке: алмазы, газ, нефть и многообещающие речи власти о триллионах инвестиций в экономику региона. И все это соседствует с такими скандалами, как картельный сговор на покупку лекарств для больниц Якутии на 3 миллиарда (!) рублей, назначение на должность жизнеобеспечивающего предприятия, отвечающего за поставки нефтепродуктов в Якутию, бывшего борца, не имеющего даже должного образования. И так далее, и тому подобное. Якутию, как никогда сотрясают скандалы, почти еженедельно. Причем такой силы, что это мигом выплескивается за пределы республики.
В такой обстановке достаточно одного щелчка, чтобы возгорелось пламя. А тут преступник приезжий, который представляет внушительную когорту земляков, готовых работать за меньшие деньги и тем самым понемногу захватывая и без того скудный рынок труда.
Люди недовольны тем положением, которое сложилось. Они требуют справедливости. И успокоить их призывами и речами получится, как я думаю, лишь на непродолжительное время. Потому что ситуация с работой в республике, как это было сказано, обстоит далеко не самым лучшим образом.
С 2011 года неуклонно идет спад местной промышленности, сельского хозяйства, где в основном занято коренное население. Якуты — скотоводы, а животноводство республики находится в глубочайшем кризисе — на сегодняшний день поголовье крупного рогатого скота находится на историческом минимуме за всю историю наблюдения.
Большие проблемы накопились в Южной Якутии, где добывается уголь и золото. Оловодобывающая промышленность вообще зачахла. В относительно благополучном состоянии находится нефтяная и газовая промышленность, но и там с набором местных кадров на сегодняшний день есть сложности. Одним словом, на сегодняшний день и в промышленности Якутии местное население, также как и в сельском хозяйстве, ждут большие сложности.
Естественно, безработица, отсутствие перспектив, социальных лифтов, кумовство, вызывают справедливое возмущение.
Поэтому, если не заняться, наконец, всерьез экономикой региона, это может привести к непредсказуемым последствиям. Уже сейчас видно, что на поверхность поднимается националистическая пена, проявления которой имели место на прошедшем митинге в «Триумфе». Потому что в такой нестабильной ситуации всегда могут найтись люди, желающие воспользоваться ею и народом для решения своих шкурных вопросов.
И все это, для сведения, происходит в объявленный в республике Год консолидации…
Якутия
Свежие комментарии