Арестованы полторы тысячи человек, поддавшиеся на посулы оппозиционера.
Угасающая карьера оппозиционера
Для руководителя «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК) и незарегистрированной «Партии прогресса» нынешняя всероссийская акция оказалась четвертой за последний год. И количество участников раз от разу падает.
26 марта сторонники Навального митинговали и маршировали под лозунгом «Он вам не Димон!», требуя отставки с поста премьер-министра Дмитрия Медведева — акция собрала, по заявлению Киры Ярмыш (пресс-секретаря Навального), не менее 150 тысяч человек. И была, бесспорно, самой успешной в угасающей карьере Навального.
12 июня оппозиционный политик снова вывел своих сторонников на улицы — на сей раз никаких протестных лозунгов он не предложил. Отсутствие внятной повестки заметно сказалось на численности: протестовать вышли не более 100 тысяч человек.
В очередной раз Навальный повел людей «на баррикады» 7 октября — в день 65-летнего юбилея Владимира Путина. Оппозиционер требовал, чтобы его пустили кандидатом на президентские выборы. По самым оптимистичным оценкам, число участников по всей стране не превышало 25−28 тысяч человек.
Ну и вот, наконец, акция «Он нам не царь!», снова направленная против Владимира Путина. Общее количество ее участников по всей стране пока неизвестно, хотя, например, сам Навальный заявил, будто только в Москве на несанкционированный митинг вышли «десятки тысяч человек». МВД рапортовало о полутора тысячах участников. Истина, как всегда, где-то посередине.
Снова провокация — и снова под арест
Большое количество задержанных на акциях «Он нам не царь!» связано с тем, что они в основном были несанкционированными. Скажем, в Москве Навальный подал заявку в столичную мэрию на проведение шествия по Тверской улице и митинга на Манежной площади. Однако этот маршрут столичные власти не согласовали, предложив альтернативное место — проспект Академика Сахарова.
Навальный решил, что выходить нужно все-таки на Тверскую, к чему и призвал своих сторонников (несмотря на официальное предупреждение от МВД по поводу призывов к участию в несанкционированной акции).
Людей в полицейские автозаки Навальному кидать не впервой. В марте прошлого года он потребовал от столичной мэрии разрешить марш по Тверской улице — ему предложили альтернативные места, в том числе парк «Сокольники». Политик все равно призвал людей выходить на Тверскую. Тогда в Москве было задержано почти 600 человек.
История повторилась 12 июня. Мэрия Москвы согласовала акцию на проспекте Сахарова — но в последний момент Навальный призвал сторонников выходить на Тверскую улицу (хорошо зная, что там проходит фестиваль исторической реконструкции). И снова — 150 задержанных.
Вообще, под административным арестом за последний год он побывал уже трижды. На акции «Он нам не царь!» его снова задержали, но правда быстро отпустили — он должен 11 мая явиться в суд, который, вполне вероятно, и отправит его под арест. Вменяют оппозиционеру ч. 8 ст. 20.2 КоАП («Повторное нарушение порядка организации публичных мероприятий») и ст. 19.3 КоАП («Неповиновение сотруднику полиции»).
Также в изоляторе успели побывать и ближайшие соратники оппозиционера — его пресс-секретарь Кира Ярмыш, координатор московского штаба Николай Ляскин и глава федерального штаба Леонид Волков.
Эра Навального уже закончилась
Зачем Навальному сознательно радикализировать акции протеста, которые он же сам и организует? Этот вопрос «Свободная пресса» адресовала нашему постоянному эксперту, руководителю фонда «Прикладная политология» Сергею Смирнову.
«СП»: — Как вы считаете, Сергей Олегович, долго ли еще Навальному как федеральному политику осталось?
— Пик политического успеха Навального пришелся на 2013 год, когда он получил почти 30% голосов на выборах мэра Москвы. Но, не имея содержательной повестки и ограничиваясь лишь критикой действующей власти и отдельных ее представителей, он растерял тот электоральный ресурс, который у него был.
А Навальный в последнее время вынужден «примазываться» то к протестам против запрета Telegram, то к «армянским» протестам. Поэтому в политике он, конечно же, остается, но все больше скатывается в группу «и другие оппозиционные политики». Понимая это, Алексей Анатольевич и пытается максимально радикализировать свои все более малочисленные акции, в том числе за счет активного вовлечения в них подростков.
«СП»: — А как же его незарегистрированная партия, сеть региональных штабов? Что будет с этой структурой?
— Сторонники Навального постепенно перейдут к более успешным, более самостоятельным, более харизматичным оппозиционерам. Например, упомянутая Ксения Собчак уже «приватизировала» часть бывших сторонников Навального.
Свежие комментарии