Стражи Исламской революции разберутся с самолетами Израиля собственноручно
Цель операции вполне понятна. Российские средства ПВО, дислоцирующиеся в Сирии, не намерены оказывать помощь «третьей стороне», чтобы прикрывать иранские военные объекты от ударов с воздуха. На ЗРС С-300 «Фаворит», переданные Москвой сирийской армии, также не слишком много надежды. В такой ситуации иранцы считают необходимым действовать самостоятельно и решительно. И для этого есть все возможности, поскольку тайно доставленные ЗРК не будут включены ни в сирийскую структуру ПВО, ни тем более в российскую. То есть иранские пэвэошники никому не будут подотчетны. Им не придется ни у кого спрашивать разрешение на запуск ракет.
Надо сказать, что это не такая уж и сенсация. Полгода назад во время визита в Сирию министра обороны Ирана Амира Хатами он встречался со своим коллегой Абдаллой Аюбом. Стало известно, что тогда шла речь о поставках не только комплексов ЗРК, но и истребителей «Коусар». В ходе того визита состоялась и встреча с Башаром Асадом, именно тогда, по-видимому, было принято обоюдоприемлемое решение. Так что, вероятно, в обозримом будущем в небе Сирии появятся и иранские истребители, относящиеся к четвертому поколению.
В середине нулевых годов между Москвой и Тегераном был заключен контракт на поставку пяти дивизионов С-300ПМУ-1. Однако в связи с санкциями, наложенными на Иран, Россия приостановила исполнение контракта на неопределенный срок. И тогда Тегеран решил создать свой ЗРК, не уступающий по возможностям «Фавориту». Контракт Россия выполнила в 2016 году, однако к этому моменту «Бавар-373» уже был готов и прошел все необходимые испытания.
Так что у иранских инженеров не было под рукой оригинала для копирования, они сделали именно свой оригинальный комплекс. Правда, порой высказывается мнение, что тут не обошлось дело без помощи в ограниченном объеме из Китая. Но вот в чем она заключалась? Иран создает собственные ракеты, которые способны обслуживать ЗРК и по дальности, и по высоте. У него хорошие РЛС. Например, дальность действия загоризонтных радаров превышает 3000 км. Очевидно, помощь понадобилась в части системы управления комплексом.
Впрочем, порой высокопоставленные иранские военные делают сенсационные заявления в рекламных целях. Так, бригадный генерал Фарзад Эсмаили в 2016 году заявил, что иранский ЗРК эффективнее С-300 по части дальности перехвата в полтора раза. То есть он способен сбивать самолеты противника на расстоянии не 200 км, а 300 км. Однако таких данных, подкрепленных результатами испытаний, не существует.
Довольно схематично, в общих чертах, говорится о том, что «Бавар-373» способен перехватывать и низколетящие цели, и баллистические ракеты, но не сообщается, какой дальности. По-видимому, тактические, максимум — оперативно-тактические.
Эта универсальность выглядит довольно странно, если учесть, что в ЗРК используется только одна ракета — «Сайяд-4». С-300 оперирует восьмью ракетами, каждая из которых предназначена для своего класса целей. Весь набор имеет значительный разброс и по дальности (от 40 км до 200 км), и по максимальной скорости полета (от 900 м/с до 2500 м/с), и по массе боевой части (от 24 кг до 180 кг). Различны и способы наведения — инерциальный, с подсветкой цели радаром, с ГСН.
Дальность ракеты «Сайяд-4», по различным данным, лежит в пределах от 150 км до 200 км. Так что о полуторократном превышении дальности «Фаворита» говорить не приходится. Высота перехвата может достигать 30 км, и вот по этому параметру иранский ЗРК сравнялся с российским. Но скорость ракеты ниже - 4,5 М — 5,0 М.
Что же касается боекомплекта, то он невелик. На одной пусковой установке размещаются только две ракеты в транспортно-пусковых контейнерах прямоугольного сечения.
Что же, будем ждать, когда все эти неясности и белые пятна относительно иранского «С-300» разрешатся в процессе его эксплуатации в Сирии. В ход они его, несомненно, пустят немедленно, не раздумывая и ни в чем не сомневаясь. Уж слишком много у иранцев претензий к действиям израильской авиации на территории Сирии.
Хоть нам и не слишком много известно о новом ЗРК, но это несомненный прорыв в области средств противовоздушной обороны. Потому что противовоздушная оборона страны представляет собой довольно печальное зрелище. Разумеется, за вычетом пяти дивизионов С-300ПМУ-1 и десяти комплексов «Панцирь-С1».
Данная ситуация стала следствием радикального смена режима в стране после победы в 1979 году Исламской революции. В результате чего любовь США к Ирану с сопутствующими преференциями, в том числе и в оборонной сфере, сменилась на ненависть, которая продолжается и поныне. В Иране имелось определенное количество американских, британских и французских ЗРК малой и средней дальности, «древних разработок». Часть из них по-прежнему эксплуатируется. Но, понимая, что «музейные экспонаты» совсем скоро придут в негодность, иранцы сделали их копии. Таков, например, ЗРК Mersad (копия американского MIM-23 Hawk 1956 года). Есть и многоступенчатые варианты. К ним относится китайская копия французского комплекса ближнего действия Crotale, которая под именем HQ-7 была передана Вооруженным силам Ирана.
В ПВО Ирана представлена и советская техника. Это прежде всего ЗРК С-75, который во Вьетнаме наводил ужас на американских летчиков. Иранцы дважды модернизировали комплекс, добившись в последней модификации увеличения дальности стрельбы до 110 км. Также эксплуатируются С-200. И они также дважды подверглись модернизации. И совсем «свежим» является ЗРК «Тор-М1», 29 комплексов которого эксплуатируются в Иране с начала 90-х годов.
Свежие комментарии