Фрэнсис Генри Пауэрс родился на среднем востоке США в одном из самых «деревенских» американских штатов — Кентукки. Отец был шахтером, а когда шахты стали повсеместно закрываться, освоил профессию сапожника. Выбраться из американского захолустья и посмотреть мир сыну сапожника было непросто. Одним из немногих вариантов для него была служба в армии.
Хочешь увидеть мир — вступай в армию!
В 21 год Фрэнсис Пауэрс добровольно вступил в армию и был отправлен в военно-воздушную школу, где оказался весьма способным пилотом. Летал на самолетах разного типа, в том числе на первом серийном реактивном истребителе-бомбардировщике F-84 Thunderjet.
Первую возможность посмотреть мир, а заодно и познакомиться с советскими средствами ПВО и летчиками-истребителями, 23-летний Пауэрс упустил. Уже получив предписание отправиться в Корею, где в то время шла война, он попал в больницу с аппендицитом и остался дома.
А когда вылечился, был завербован ЦРУ, которое нуждалось в собственных пилотах, не состоящих на военной службе. Дело в том, что сотрудники ЦРУ считаются гражданскими лицами. Если бы Пауэрса сбили над СССР в статусе армейского летчика, это означало бы военный конфликт. А так — просто шпионаж: дело житейское.

Фрэнсис Пауэрс с моделью высотного самолета-разведчика Lockheed U2
Фото: / AP
Перейти в ЦРУ парень из Кентукки согласился по самым естественным соображениям. Идеалистом, а тем более антикоммунистом он не был. Но в армии он получал 700 долларов в месяц, а в ЦРУ ему предложили 2500, что по тем временам было очень даже приличными деньгами. Новенький автомобиль Ford в 1956 году стоил около 2000 долларов.
После нескольких месяцев освоения матчасти — высотного самолета-разведчика Lockheed U2 и оборудования для сбора разведывательных материалов, которым он был оснащен, — Пауэрса отправили на американскую военную базу «Инджирлик» в Турции. Оттуда он начал совершать регулярные разведывательные полеты сначала вдоль границ, а затем и над территорией СССР.
Неуязвимый самолет
Высотный самолет-разведчик Lockheed U2 был настоящей занозой для советских средств ПВО. Как говорится, видит око, да зуб неймет. U2 был разработан и построен специально для сбора разведывательной информации при полетах над СССР. При этом самолет отличали две главные характеристики — высота и дальность полета.
Рабочая высота полета у U2 составляла 21 километр. У советских средств ПВО просто не было технической возможности достать там шпиона. При этом U2 мог безнаказанно пролететь над всей огромной советской территорией, от базы ВВС в Турции или Пакистане до базы в Норвегии, ведя непрерывную съемку.

Американский высотный самолет-разведчик Lockheed U2
Фото: National Aeronautics & Space Adm / Globallookpress.com
А уникальная аппаратура на борту разведчика была способна обнаруживать и фотографировать объекты размером меньше метра. Советские локаторы засекали нарушение воздушного пространства, но возможности пресечь их средства ПВО не имели.
С 1957 по 1960 год было зафиксировано 24 полета U2 над СССР — Хрущев был в бешенстве. Но на ноты протеста американцы отвечали, что никаких полетов не было, а русские страдают паранойей, шпиономанией, и им это все приснилось. Не пойман — не вор. Так продолжалось до 1 мая 1960 года.
Шаровая молния
В 5:35 утра самолет Пауэрса, вылетевший с военно-воздушной базы в Пешаваре (Пакистан), пересек границу СССР. О нарушителе доложили в Москву, где в 9 утра должен был начаться праздничный парад. Что именно на борту у нарушителя и куда он полетит, предугадать было невозможно.
Но вдруг там бомба, и он полетит на Москву? Последовал приказ сбить нарушителя любой ценой: на U2 Пауэрса началась охота. Кто и сколько раз стрелял по цели, кто ее поразил, а кто промазал?
Наверняка известно следующее. Истребителю-перехватчику Су-9, по стечению обстоятельств оказавшемуся невооруженным, был отдан приказ таранить противника. Пилот, капитан Сакович, летел на верную смерть, но цель не обнаружил.
Два поднятых на перехват реактивных истребителя МиГ-19 пилотов Айвазяна и Сафронова попали под обстрел собственными ракетами. Ведущий Айвазян смог увернуться, а следовавший за ним самолет Сергея Сафронова разнесло вдребезги.
Хрущеву доложили, что U2 сбит первой же ракетой, пилот жив, захвачен и его везут в Москву, потерь нет. Старшего лейтенанта Сафронова наградили орденом Красного Знамени, опустив в приказе формулировку «посмертно». Айвазян женился на вдове погибшего боевого товарища. Награды получили и все остальные участники «удачной охоты».
«Космонавт» в деревне Поварня
Когда в U2 попала ракета, Пауэрс остался невредим. Когда самолет начал разваливаться на высоте около 20 километров — он не потерял контроль. По всем правилам он должен был немедленно катапультироваться. Но летчик был уверен, и об этом он говорил на суде, что в спинке кресла спрятано взрывное устройство.
В ЦРУ не могли позволить, чтобы сбитый пилот попал в плен: об этом нигде не упоминалось, но летчики догадывались. Много лет спустя его сын, Фрэнсис Пауэрс-младший, проводил собственное расследование, но ни подтвердить, ни опровергнуть наличие взрывчатки в кресле пилота так и не смог.
Не желая или не имея возможности воспользоваться катапультой, он оставался в падающем самолете, пока расстояние до земли не сократилось до десяти километров, после чего вылез из кабины и полетел к земле.
На высоте около четырех километров он открыл парашют. Приземлился пилот недалеко от деревни Поварня, примерно в 30 километрах от Свердловска, и тут же попал в объятия местных колхозников, решивших, что с неба на них упал космонавт. Героя потащили в деревню, чтобы как следует угостить по случаю Первомая, но тут выяснилось, что гость не понимает по-русски.
Но космонавт не может не быть русским, а если это не космонавт, то тут уже срабатывает другой сценарий — шпиён! В карманах «шпиёна» нашли, как и полагается, пистолет с глушителем, финский нож, сигнальные ракеты, советские деньги, золотые часы (три штуки) и обидное для любого советского человека сообщение на куске шелковой материи.
Если вы мне поможете, то получите награду
Но не на таких напали. Вместо награды шпиона сволокли к местному оперуполномоченному, а тот сразу сообщил куда следует. Впрочем, пойманный и не сопротивлялся. Более того, когда товарищи из госбезопасности изъяли у него иголку, немедленно предупредил их, что она отравленная. Не дай бог уколется кто по неосторожности!
Товарищи засомневались и попробовали подозрительную иголочку на собаке — та сдохла через 20 секунд. Пауэрсу поступок зачли в качестве сотрудничества. Впрочем, он героя из себя и не строил. Сразу объяснил, что лично об СССР, партии, советском народе и его руководителях ничего плохого не думает и не скажет.
На суде во всем, что от него требовали, Пауэрс признался и получил десять лет с правом переписки, которым немедленно воспользовался, написав 85 писем домой в Америку.
Сейчас эти письма хранятся у Пауэрса-младшего, и он подумывает, не продать ли их с аукциона вместе с папиными часами, которые были с ним в советской тюрьме. Да еще и Никита Хрущев лично написал письмо отцу шпиона — сапожнику из Кентукки, пригласив того навестить сына в СССР. Но пока папа собирался, Фрэнсиса уже обменяли на полковника Абеля.
Три плюс два
Рудольф Абель и Фрэнсис Пауэрс встретились на Глиникском мосту 10 февраля 1962 года. Двое шли навстречу друг к другу, поравнялись, обменялись взглядами и пошли дальше... Но на самом деле так было лишь в кино. В реальности за полковника Абеля советские власти отдали американцам не только Пауэрса: иначе обмен не был бы равноценным.
Рудольф Абель был резидентом советской разведки, не сдавшим ни одного из своих агентов, а Пауэрс — всего лишь сбитым летчиком. Уже в 90-е годы стали известны имена еще двух фигурантов обмена.
Ими оказались студент-экономист Фредерик Прайор, оказавшийся не в том месте и не в то время, а потому пойманный восточногерманской разведкой Штази, и шпион-любитель, студент-химик Марвин Макинен, задержанный КГБ во время фотографирования военного грузовика в Киеве. Но это был так, довесок к Пауэрсу.

Глиникский мост
Фото: Peter Wuest / RTN / Globallookpress.com
Еще раньше в зачет обмена советской стороной были возвращены в США штурман Джон Маккоун и пилот Брюс Олмстед — выжившие члены экипажа американского самолета-разведчика RB-47, сбитого истребителем МиГ-19 1 июля 1960 года в районе Кольского полуострова, то есть ровно два месяца спустя после Пауэрса.
Американцы утверждали, что самолет был сбит над нейтральными водами. Советские власти, разумеется, это отрицали. Из шести членов экипажа RB-47 спаслись двое. Итого: три сбитых летчика и два шпиона-любителя за одного резидента. И это не тот случай, когда количество переходит в качество.
Казалось бы, на этом можно поставить точку в истории главного обмена времен холодной войны. Но это дело — про разведку и шпионаж. А потому, кто знает — возможно, новые факты однажды перепишут всю эту историю заново.
Свежие комментарии