31 января по всей России, как и неделю назад, прошли несанкционированные акции в поддержку Алексея Навального.
Сообщается, что акция сопровождалась жесткими задержаниями.
В прошлый раз, по данным МВД, в акции в Москве участвовали около 4 тыс.
человек. AP и Reuters оценили численность протестующих в столице от 15 тыс. до 40 тыс. человек, организаторы же и вовсе говорили о 50 тысячах. В минувшее воскресенье в столице полиция насчитала около двух тысяч протестующих, в то время, как, по оценкам участников акции, в Москве на улицы вышли до 10 тыс. человек.Стоит также отметить снижение количества участников в городах Сибири и Дальнего Востока. Так, во Владивостоке 23 января в акции участвовали 2−3 тысячи человек, а в этот раз — около 150.
Очевидно, что люди устают каждый раз повторяться, а новых поводов не появляется. Вполне возможно, что в этот раз ситуацию для организаторов «спас» измененный формат: в столице люди не собирались на площади, а «гуляли» по городу, что вызывало определенный интерес у граждан, не желающих драться с полицией, и визуально способствовало увеличению массовости. Впрочем, стоит отметить, что стычек с ОМОНом было меньше, при этом силовики действовали жестче. Поставлен новый рекорд по задержаниям, причем среди задержанных — десятки журналистов.
Впрочем, очевидно, что протест сам бы выдохнулся — как это произошло в Белоруссии, где оппозиция также избрала тактику прогулок по городу…
— По моим наблюдениям, действия полиции не были везде одинаковые, — говорит доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.
— В каких-то городах она действовала жёстко (например, а Питере), где-то — мягко (в Екатеринбурге). Скорее всего, это зависело от действий самих протестующих.
Желание митинговать вряд ли можно отбить жестоким подавлением. А вот разжечь таким образом это желание можно.
Я бы не сказал, что протест выдыхается, но он и не расширяет свою социальную базу. Он сжался до своего ядерного электората и чтобы рос, необходимы ещё какие-то события, кроме тех, которые уже произошли. Новые формы протеста, я думаю, его организаторы ещё придумают, но, по сути, они останутся в рамках «пассивной активности» или оруэлловской «пятиминутки ненависти»: вышли, «изъявили мнение», разошлись. Это же тактика управляемого протеста, а не революционной самодеятельности масс, упаси боже! Это не революция, это ее клоунада, пародия на нее.
— Картинку создавали Москва и Петербург, — уверен обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Ну, это традиционно для любых российских революций, бунтов, мятежей и пародий на них. В принципе, если вспомните, основные события на украинском Майдане тоже происходили в Киеве. Так что ничего нового и неожиданного в этом нет.
«СП»: — Организаторы решили перенять тактику белорусской оппозиции — гулять толпами по разным районам города? Это эффективно? Опять же людям скоро снова надоест…
— Вы же видите, что технологии абсолютно те же. И кстати, протест разгоняют даже те же каналы — из Польши. Задача поставлена ясная: если не можешь свалить власть, надо раскачивать ситуацию, провоцируя силовиков на гораздо более жёсткие действия. Соответственно, ждать искры, из которой «возгорится пламя».
«СП»: — Что ещё организаторы могут придумать, чтобы протест окончательно не сдулся? Что вообще мобилизует людей? Арест Навального? Фильмы про Путина? Как долго это будет работать?
— Если опять-таки вспоминать украинский Майдан, то там искали разные поводы для новой искры. Сначала «ОниЖеДети», потом появились сакральные жертвы: Нигоян и Жизневский, потом пошло месиво. Сегодня попытались использовать чьё-то самосожжение — напомним, Арабская весна началась с этого. И кстати, в Белоруссии тоже пытались использовать то же самое. Завтра будут придумывать что-то еще. Это может работать (то затухая, то разгораясь) месяцами. Само собой, если не противостоять этому соответствующую работу правоохранительных органов и информационных ресурсов.
«СП»: — Как понимать реакцию властей? Один раз дали постоять, поорать, а во второй перекрыли весь центр. Есть ли у них, по-вашему, долгосрочная стратегия реагирования?
— Судя по всему, стратегия есть, она корректируется по ходу дела. Учитывается опыт и Киевского, и Минского майданов. И само собой, во многом нашим правоохранителям развязали руки последние события в Вашингтоне и в Западной Европе. Просто первоначальная задача заключается в том, чтобы не озлобить непричастных к протестам людей (как это было в первые дни протестов в Белоруссии).
«СП»: — Сегодня многие предрекают новые волны протеста весной. Удастся ли оппозиции удержать градус напряжённости до выборов в Госдуму? А что потом? Новые волны?
— Само собой, главная задача оппозиции — поддерживать градус протестов, выводя их на пик к осени. А дальше они начнут кампанию непризнания результатов. Опыт Белоруссии показал, что теперь для Запада вообще неважно, сколько процентов получит условная оппозиция. Признают «национальным лидером» какую-нибудь жену какого-нибудь заключённого — и начнётся игра в «Гуайдо-Тихановскую». Игра в долгую…
«СП»: — Если и этими протесты ничего не добьются, по логике новых всплесков стоит ждать уже в 2024-м?
— Да подождите о 2024-м думать. В этом году необходимо еще отбиться. Но, конечно же, задача Запада и обслуживающих его российских оппозиционеров — расшатывать власть, рассредоточивать усилия государства, ослабляя его. Все как было описано в позапрошлом году в докладе RAND.
Западная пресса особо и не скрывает, что связывает с Навальным надежды на разрушение России. Удивительно, что этого не понимают многие из его сторонников, рассматривая игру в снежки с силовиками всего лишь как забаву. Задача же российского государства: не превратить игру во что-то более серьёзное. И для этого необходима последовательная работа с молодежью.
— На прошлой акции 23 января люди выплеснули протестную энергию, которая копилась почти год из-за коронавирусных ограничений, — считает секретарь политсовета «Другой России Э.В. Лимонова» Александр Аверин.
— Большинство из них выходили не за Навального, а против всего плохого, воспользовавшись ситуацией как поводом. Очевидно, что протестная волна зимы 2021-го мало-помалу будет затухать.
«Площадь у „Трех вокзалов“ была полностью забита людьми. Там произошли столкновения с ОМОНом»
Накануне очередных митингов в Москве, Санкт-Петербурге и ряде региональных центров полицией были приняты меры по пресечению несогласованных мероприятий. В столице было объявлено о частичном закрытии семи станций метро и перекрытии центральных улиц.
Кроме того, накануне акций прошли задержания и были отправлены под домашний арест многие сотрудники ФБК и активисты, в том числе Любовь Соболь и брат оппозиционера Навального Олег.
Несмотря на это, в большинстве крупных городов протесты начались с самого утра. Команда политика анонсировала митинги в 142 населенных пунктах. Еще десятки акций солидарности должны были пройти за рубежом.
Как и ожидалось, наиболее массовые шествия прошли в миллионниках и региональных центрах: в Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе. Самые первые задержания начались во Владивостоке. А самые «жесткие» столкновения правоохранителей и протестующих были в Санкт-Петербурге. По сообщениям некоторых блогеров, на Сенной площади полиция применила слезоточивый газ. Это произошло после того, как участники акции попытались отбить задержанных, сообщает «Фонтанка». Помимо этого, при задержаниях полицейские, как пишут в соцсетях, использовали электрошокеры. Татьяна Москалькова — уполномоченный по правам человека в РФ — заявила, что эти данные необходимо тщательно проверять.
В Питере были задержаны несколько десятков журналистов, также задержали рэпера Оксимирона.
Большая часть региональных шествий началась после полудня. По сообщениям региональных СМИ и блогеров, силовики оцепляли главные площади и участки улиц. Были заблокированы участники несанкционированной акции протеста у крыльца Технопарка в Тюмени. Примерно в это же время вышли на улицы протестующие в Челябинске, Уфе и других городах.
В полдень началось многолюдное шествие на центральной улице Оренбурга. Собралось предположительно 300 человек. Люди скандировали «Оренбург, выходи!», «Позор власти!», «Свободу Навальному». Отметим, в Оренбурге сегодня утром задержали одного из бывших активистов штаба Навального, как сообщает радио «Эхо Москвы в Оренбурге» со ссылкой на телеграм-канал адвоката Эльдара Шарафутдинова.
В регионах события развивались по такому сценарию: на главную улицу города выходили несколько сотен протестующих, полиция по громкоговорителю требовала от протестующих разойтись, задерживали несколько десятков человек.
В Москве митинги с самого начала приобрели децентрализованный характер. Протестующие пытались обойти оцепленные улицы. С самого утра в столице перекрыли движение в районе Чистых прудов, Тверскую, Трубную площадь. Активность протестующих переместилась в область «Красных ворот».
Но главные события разворачивались на площади «Трех вокзалов». По сообщениям очевидцев, полиция блокировала колонну из 2−3 тысяч участников акции. Начались массовые задержания.
Второй «горячей» локацией стала «Матросская тишина», где находится сам Алексей Навальный и куда двинулась основная часть протестующих.
В ходе шествия задержали жену оппозиционера Юлию Навальную.
Как рассказал «Свободной Прессе» очевидец, основные задержания в Москве начались ориентировочно к двум часам дня:
— На «Пушке» я был в половине двенадцатого. Все было перекрыто. «Пушка» была полностью оцеплена. Движение в сторону Сретенского бульвара было перекрыто. Всех направляли в сторону Арбата. Я постарался обойти по Тверской в сторону Маяковки переулками.
Народ, который заворачивали с Цветного бульвара, пошел на Сухаревку и там начал скапливаться. Поначалу все было мирно. На сквере возле Сретения, возле впадения в Садовое кольцо было много журналистов. И тут начались первые задержанные. Сначала задерживали точечно, выхватывали молодняк. Но задержания становились все более частыми и пошли конвейером. В начале второго это было.
Я решил посмотреть на это дело с другого ракурса, пошел на внешнюю сторону Садового кольца в сторону Красных ворот. Но там было не пройти. Народ переулками шел. Полиции даже в переулках было много, попадались автозаки, ОМОН. Конкретное скопление людей было на площади у «Трех вокзалов», на обеих сторонах. Масса тоже автозаков, светофоры работали в ручном режиме.
Я сел в трамвай. И когда ехал мимо трех вокзалов, можно было оценить масштаб: все эти разговоры, что там две тысячи или четыре… Площадь у «Трех вокзалов» была полностью забита людьми. Там произошли столкновения с ОМОНом. Поток людей был — о десяти тысячах можно было минимум говорить, наверное.
Я бы не сказал, что там были какие-то школьники. Молодежь была, студенты курса третьего, допустим. Молодые, но не школьники. А в основном, я бы сказал, что около тридцати лет.
По последним сообщениям «ОВД-Инфо», всего на акциях в поддержку Навального задержали более 3,3 тысячи человек.
Из них:
Москва (не менее 933 человек);
Санкт-Петербург (591);
Красноярск (194);
Владивосток (122);
Нижний Новгород (119).
Свежие комментарии