Военно-морской институт США (United States Naval Institute, или USNI) сообщил, что недавние атаки турецких беспилотников Bayraktar TB2 на ЗРК «Панцирь-С1» в Ливии вряд ли были бы успешными без поддержки кораблей ВМФ Турции, курсирующих вдоль берега бывшей Джамахирии.
Эта история, тем не менее, выглядит мутно с точки зрения даже американских военных экспертов. Да и протурецкие СМИ хвалятся с оговорками. Новостной портал Asia Times, на который как на первоисточник ссылаются хулители легендарного российского зенитного комплекса, пролил кое-какой свет на уничтожение трех «Панцирей» на авиабазе Аль-Ватия.
«Непонятно, почему „Панцири“ прятались в (бетонных — авт.) укрытиях и не использовались для защиты авиабазы. Вполне возможно, что у Хафтара не было операторов для них, — пишет Asia Times. — Еще два уничтоженных турецкими беспилотниками „Панциря“ никогда не отстреливались. В то же время, „Панцирям“, управляемым россиянами на авиабазе Хмеймим, приписывают сбивание по меньшей мере семи вооруженных беспилотников и ряда ракет, выпущенных американскими войсками».
Тогда же ливийцы, отдыхающие на пляже, видели, как турецкий фрегат выпустил ракету, которая сбила беспилотник Объединенных Арабских Эмиратов. «Этот инцидент не был подтвержден, но соответствует смелому использованию Турцией военно-морской мощи в Средиземноморье" — считает эксперт Том Кингтон, освещающий гражданскую войну в Ливии. По его мнению, ситуационные противники Эрдогана — Путин, Сиси, Макрон и Нахайян — были впечатлены демонстрацией турецкой силы и сделали свои выводы. Так, Абу-Даби вышла из игры и больше не использует дроны, а Москва и Париж начали усиливать психологическое давление, демонстрируя, но не применяя силу.
Именно боевым кораблям Анкара отдает центральную роль в «прокси-войне» между Анкарой с одной стороны, и Москвой, Абу-Даби, Каиром, Парижем с другой. К слову, на Западе достаточно популярен взгляд на этот опосредственный конфликт как на битву за новые газовые месторождения в Средиземноморье, найденных в экономических зонах Ливии и Кипра. Считается, что Эрдоган хочет их подмять под себя, тогда как Путин защищает интересы «Газпрома», а Макрон — французской нефтегазовой компании Total. В целом России и Франции выгоднее оставить газ за настоящими хозяевами, чем отдать Турции.
И в самом деле, еще недавно на внутриливийские кровавые разборки между Правительством национального согласия (ПНС) и Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтара мало кто из мировых политиков обращал внимания. Но как только Эрдоган пригнал сюда свои корабли, протурецкое ПНС стало одерживать победу за победой над ЛНА.
Известно, что у берегов Ливии турки плавают на фрегатах с газотурбинной силовой установкой типа Oliver Hazard Perry (или просто Перри), купленных у ВМС США по программе «Утилизация». Речь идет о не таких уж больших сорокалетних кораблях водоизмещением 4200 тонн, с хорошим, тем не менее, противовоздушным вооружением, а также с двумя вертолетами Kaman UH-2 Seasprite (для короткокорпусных кораблей) или Sikorsky SH-60 Seahawk (для длиннокорпусных кораблей) на борту.
Получше у Эрдогана картинка с субмаринами, которая отнюдь не критична для Путина. Если натовская акустика худо-бедно, но все-таки слышит немецкие подлодки Typ 209, то, к примеру, ПЛ «Краснодар», входящую в состав 4-й отдельной бригады Черноморского флота РФ, — нет. Три года назад она уже плавала к берегам Ливии и, как вспоминает The Wall Street Journal, успешно сыграла в «кошки-мышки» с американским авианосцем George H.W. Bush, находящимся в то время в Средиземноморье.
О том походе ПЛ «Краснодар» было написано довольно много аналитиками в американской прессе, прежде всего в плане опасного вызова для НАТО. В Пентагоне в этой связи не сомневаются, что Москва уже держит «кораблики Эрдогана» в перекрестье перископов своих подлодок-призраков. Но это больше для игры на нервах, чем для пуска торпед.
Американцы считают, что все турецкие корабли являются целеуказанием в режиме онлайн для крылатых ракет «Калибр». Москве даже не надо рисковать моряками — достаточно отдать приказ Каспийской флотилии. Синопская битва уже не покажется «резней младенцев», как утверждают западные историки. Тогда пострадал русский линейный корабль «Императрица Мария», а сейчас уже не будет турецкой ответки.
Свежие комментарии