Официальная Анкара грозит начать военную операцию, которая окончательно погрузит Ближний Восток в хаос
Сирийская армия снова бьет по Идлибу
Сирийские власти объявили, что сразу после окончания Курбан-байрама (11 августа) они продолжат наземное наступление в демилитаризованной зоне Идлиб. Напомним, что она включает в себя помимо провинции Идлиб также части провинций Алеппо, Хама и Латакия. После 13-го раунда астанинских переговоров было принято решение объявить здесь режим прекращения огня.
Однако, несмотря на временное перемирие, 5 августа сирийская армия нанесла авиаудары по городам Кафр-Зита, Аль-Латамина, Аль-Зака и Хан-Шейхун. А вскоре после этого российское Минобороны сообщило об атаках на базу Хмеймим, которые были произведены с территории, контролируемой боевиками, в Идлибе (по самым скромным подсчетам, сегодня здесь находится не менее 50 тысяч вооруженных террористов).
Сирийская армия в последние месяцы проводит кампанию в демилитаризованной зоне с переменным успехом. Скажем, в начале июня после контратаки вооруженных повстанцев она потеряла контроль над ранее освобожденными от боевиков городами Телль-Малах и Джубайн. Сирийские власти, обвинив турецкую сторону в невыполнении соглашения по сдерживанию поддерживаемых ею террористических группировок, безуспешно пытались вернуть контроль над ними до конца июля. Но в преддверии переговоров в Астане боевики, поддерживаемые Турцией, все же покинули ранее занятые города.
Американцы расставили ловушки Эрдогану
Именно Турция сегодня играет колоссальную роль в Идлибе, являясь своеобразным гарантом относительного спокойствия для местных жителей. Но по мере усиления военного присутствия сирийцев турецкая сторона теряет авторитет в глазах местных жителей. Кроме того, угроза потока беженцев из охваченного войной Идлиба, где так и не удалось достичь полноценного прекращения огня, становится все более важным внутриполитическим фактором в самой Турции.
Оппоненты Реджепа Эрдогана, позиции которого после проигрыша правящей партии на муниципальных выборах в апреле как никогда шатки, критикуют его именно за неспособность решить «сирийский» вопрос. Причем, одни критикуют его за чрезмерную мягкость (Эрдоган так и не начал обещанную военную операцию по «зачистке» территории к западу от Евфрата от курдских ополченцев, которые официальная Анкара считает угрозой национальной безопасности), другие, напротив, за излишнюю жестокость.
Ужесточаются и отношения Турции и с США, которые неприкрыто поддерживают курдских ополченцев. Если, например, турецкая сторона требует создания вдоль границы с Сирией буферной демилитаризированной зоны шириной 20 км, то США, напротив, согласны на создание куда меньшей по площади зоны под совместным турецко-американским контролем. Отсутствие взаимопонимания по данному вопросу очевидно: Турция намерена во что бы то ни стало провести военную операцию в Курдистане. Но это заставит вступить с турками в конфликт не только США, но и, возможно, Россию.
Профессор Рощин: Россия сможет решить все вопросы с турками
«СП»: — Насколько близко завершение гражданской войны в Сирии?
— На мой взгляд, конфликт в Сирии перешел в вялотекущую стадию в основном из-за того, что Идлиб был фактически передан под контроль Турции. И здесь вряд ли что-то сильно изменится в ближайшее время, — говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Михаил Рощин. — Радикальная группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» * базируется сейчас в Идлибе, и, как представляется, турки поддерживают ее в активном состоянии как контрбаланс для противодействия курдским отрядам, которые, в свою очередь, опираются на помощь американцев.
Ситуация в этой части Сирии сложилась тупиковая. Изменить ее могло бы продвижение на пути к политическому урегулированию в послевоенной Сирии и выработке новой Конституции страны, приемлемой для различных политических сил, включая оппозиционные. Но, к сожалению, политические консультации в последнее время притормозились.
«СП»: — В середине июля «Хезболла» заявила о сворачивании своего присутствия в Сирии в силу того, что армия восстановлена, а в присутствии проиранских сил в стране более нет необходимости. Какие это последствия будет иметь?
— «Хезболла» — это ливанское политическое движение с хорошо вооруженными отрядами. Ввиду того, что горячая фаза конфликта в Сирии в основном миновала, а Сирийская арабская армия заметно окрепла, вполне естественно, что «Хезболла» планирует отозвать свои отряды на родину. К тому же на территории Сирии эти отряды регулярно подвергались неспровоцированным ударам израильской авиации.
«СП»: — Учитывая ужесточение риторики Турции и США, на ваш взгляд, — насколько реалистична угроза прямого военного столкновения американцев, турок и россиян в Сирии?
— Я думаю, учитывая последний позитивный опыт российско-турецкого военного сотрудничества, связанный с приобретением Турцией ракет С-400, сближение России и Турции, в том числе и в военном плане, будет продолжаться. То есть любые спорные вопросы можно будет решить на основе взаимных консультаций.
А вот что касается американцев, то, думаю, они решили придержать свои силы в Сирии и Ираке до ближайших президентских выборов в качестве дополнительного рычага влияния на настроения американских избирателей. Не случайно недавно в недрах Пентагона появился доклад об активизации подпольной сети ИГИЛ * в Сирии и Ираке. И необходимости им противодействовать.
* Хайат-Тахрир-аш- Шам решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена
** «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией, ее деятельности на территории России запрещена.
Свежие комментарии