Министерство информации и общественного развития Казахстана возглавил националист и ярый русофоб Аскар Умаров. Ранее он занимал должность вице-министра. Политологи ответили нам на вопрос, почему президент Токаев выбрал именно такого кандидата после того, как Россия поддержала его в том числе силами ОДКБ, введенными в Казахстан.
Автор: АЛЕНА КАЗАКОВА, издание MK.RU
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ об утверждении нового состава правительства. Одним из самых спорных решений можно считать назначение на должность министра информации Аскара Умарова, известного в соцсетях под ником Аскар Кумыран.
В последние годы Умаров выступает за ликвидацию российских СМИ в Казахстане, против русского языка и вообще всего русского. «Мы обогнали русню опять! Прощай немытая рассия!», — это только одна из его цитат. А вот так он обратился к казахам, которые вместе с русскоязычными жителями праздновали День Победы: «Когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный день победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны. Кого победили, что победили?»
Еще один инцидент произошел, когда националиста назначили на должность гендиректора «Казинформ» - на сайте агентства появилась его «авторская карта Казахстана», куда вошли территории России, Китая и Узбекистана. Впрочем, после творчество Умарова было удалено. «В бывшей метрополии пытаются вести себя на правах хозяина. Нам элементарно не дают провести деколонизацию сознания», - высказывался он об отношениях с Россией.
Почему Токаев, которому помогла Россия, назначил русофоба на эту должность и чем это обернется для русскоязычных жителей Казахстана, «МК» рассказали эксперты.
Константин Калачев, политолог: «Сейчас Токаев пытается создать вокруг себя широкую коалицию из самых разных сил. И он очень боится, что его будут упрекать за приглашение ОДКБ. В его сторону может быть направлена критика по поводу того, что он получил легитимность не от населения Казахстана, а «от ОДКБ и Путина» – все это может звучать из уст националистов. Решение о назначении Умарова купирует эту критику на ближайшее время.
Пока же это демонстрация независимости от России - вот вы думали, что я тут полностью лягу под Москву, но ничего подобного и Казахстан превыше всего. Для Токаева сейчас непозволительно не прислушиваться к националистам, учитывая, что его оппоненты, которые устраивали массовые беспорядки, явно опирались на националистически настроенную часть общества. Он не может просто устроить чистку и позакрывать всех националистов. Наверное, Токаеву, кажется, что самый разумный вариант – перетянуть их на свою сторону если не в качестве союзников, то в качестве попутчиков».
Андрей Грозин, руководитель отдела Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ: «Когда такого рода структуру возглавляет человек с подобным бэкграундом, это серьезный повод задуматься - а стоило ли вообще спасать режим, который назначает таких людей? У меня есть личный интерес к некоторым фигурам в Казахстане, которые, грубо говоря, являются национал-патриотами. Я допускаю, что эти парламентарии приезжают в Москву в составе разных делегаций и, наверное, даже пожимают руки нашим депутатам, которые активно отстаивают русский мир. Мне интересно, они вообще в курсе, кому они руки пожимают? Хотя, конечно, есть вариант, что националисты настолько ненавидят Россию, что ездят только в Турцию. Повод для размышления здесь, конечно, есть.
Понятно, что Казахстан – суверенная страна, и мы не можем диктовать им, кого назначать на должности министров и не обладаем правами в вопросах конкретных кадровых назначении. Другой вопрос, что люди, которые последние 15-20 лет работали на разжигание межэтнических отношений по здравому смыслу не должны занимать такие посты. Причем, это в интересах самой казахстанской элиты, которая пытается что-то выстроить, иногда призывая на помощь внешние силы. Мне, кажется, что для «внешних сил» должно быть оскорбительно, когда человек до своего участия в работе государственных структур публиковал карты «Великого Казахстана», которые включают в себя Оренбург, Омск и прочее.
Я так понимаю, что все разговоры о том, что Казахстан на глазах превратился в российский протекторат после ввода сил ОДКБ, были крайне поспешными. Нет, Казахстан – не протекторат, здесь намерены продолжать и дальше все «языковые патрули», и вся нацистская сволочь сейчас выдохнет и поймет, что можно работать и дальше в этом направлении.
Такого рода назначения демонстрируют, что разговоры о дружбе с русским народом – явное преувеличение. И в этом вина России, поскольку мы закрываем глаза на подобного рода персонажей во власти и делаем вид, что все нормально, по любви и дружбе.
Свежие комментарии