На подходе к станции Арзамас 1 произошел мощный взрыва трех вагонов грузового поезда.
В 9 часов 32 минуты 4 июня 1988 года произошел мощный взрыв трех вагонов грузового поезда. Состав подходил к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги и направлялся из города Дзержинска в Казахскую ССР.
В Дзержинске, который располагается недалеко от Нижнего Новгорода (в советское время - Горький) находился завод имени Я.
Свердлова, крупнейший производитель взрывчатых веществ в СССР. Поезд вез 120 тонн гексогена, октогена, аммонала, аммонита и тротила. Взрывчатка была предназначена предприятий горно- и нефтедобывающего комплекса Казахской ССР.После взрыва остались две воронки глубиной по 3,5 и 4,5 метра, диаметр воронок - 26 и 76 метров. Катастрофа унесла жизни 91 человека, 1500 человек пострадало, были разрушены сотни домов.
При формировании состава железнодорожники были обязаны разместить между тепловозом и вагонами с взрывчаткой порожние вагоны. Это делается для того, чтобы тепло, выделяемое тепловозом, не доходило до вагонов с опасным грузом. Тем не менее, порожняк в состав поезда в положенном месте включен не был.
Были допущены грубейшие нарушения техники безопасности на заводе имени Я. Свердлова при размещении взрывчатки в вагонах: бумажные мешки с гексогеном и октогеном уложили в 11, а не в 7 рядов, не закрепили. Октоген чувствителен к ударам. Именно детонация октогена вызвала взрыв остального ВВ.
Причины катастрофы до сих пор не установлены. Основной версией взрыва считается нарушение правил погрузки и транспортировки взрывчатых веществ. Рассматривались версии террористического акта и диверсии иностранных спецслужб для создания нестабильной обстановки в Советском Союзе.
Следует отметить, что с началом эпохи гласности и перестройки в СССР произошло еще несколько техногенных катастроф: июнь 1985 года – авиакатастрофа с Ту-154 рядом с узбекским городом Учкудук, апрель 1986 года – взрыв на Чернобыльской АЭС, август 1986 года – гибель пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов», апрель 1989 года – затонула АПЛ «Комсомолец».
Свежие комментарии