Битва за Арктику, в которой прочно обосновались российские военные, продолжается — кусок-то хоть и холодный, но лакомый. Интерес к этому региону крайне велик по целому ряду причин, среди которых в первую очередь можно назвать природные ресурсы и контроль над Северным морским путём, который, по словам российского президента Владимира Путина, стал «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».
Россия в последнее десятилетие вернулась в Арктику (казалось, что после 1991 года про этот регион практически забыли) и не просто обозначила своё присутствие, но дала понять, что, мол, «это наше, руками просьба не трогать». США такой расклад совсем не устроил и янки, напялив куртки-«аляски», отправились штурмовать Север.
Пока не особо-то и удачно. Они там… мерзнут.Памятен случай, когда в 2015 году российские вертолетчики, совершавшие плановый облет одного из районов Арктики, обнаружили вмерзшую в лед американскую атомную подводную лодку класса «Сивулф». Из торосов торчала лишь небольшая верхняя часть рубки субмарины, которая проходила шестимесячное боевое дежурство и совершила не совсем удачное всплытие.
О том, что американские подводники попали в беду, свидетельствовали и следы использования сигнальной дымовой шашки красного цвета. Русские приземлились рядом и бензопилами выпилили лед вокруг рубки, освободив из плена экипаж, который не мог самостоятельно попасть на поверхность.
Ещё один случай на подобную тему — застрявшая в северных льдах АПЛ типа Лос-Анджелес Hartford, принимавшая участие в учениях Ice Exercise-2018. По замыслу учений, подлодка, выполнив ряд маневров, чтобы стать незамеченной для условного противника, должна была всплыть и провести пуски крылатых ракет Томагавк. Что-то пошло не так и субмарина крепко вмерзла в лед, так и не выполнив поставленную учебно-боевую задачу. Россияне на помощь не успели, хотя и были готовы — американские подводники вызвали свой вертолет, чтобы вызволить лодку из ледяного плена.
США пытались покорить Арктику и при помощи… авианосца. Тут такой чисто американский стереотип — если где-то есть их авианосец, значит всё, что находится в зоне досягаемости его палубной авиации, находится под контролем. В октябре 2018 года американский авианосец Harry S. Truman, в сопровождении кораблей авианосной ударной группы НАТО отважно двинулся в сторону Арктики. Корабли прошли вдоль материковой части суши по Норвежскому морю, но ни до Баренцева моря, ни уж тем более до острова Шпицберген, так и не добрались. И там, где при любой погоде находятся корабли российского Северного флота (даже не ледоколы), «неженке» Гарри Трумену, не приспособленному для плавания в северных широтах, пришлось нелегко, по крайней мере, авиация с палубы так и не взлетала.
Полным провалом закончились и недавние учения НАТО в Баренцевом море — корабли стали один за другим выходить из строя и маневры пришлось свернуть, так и не выполнив поставленные задачи. Причина была не в российских кораблях Северного флота, которые присматривали за действиями «коллег», а… мороз, ставший причиной нарушения работы некоторых систем американских и британских кораблей. Они покрылись толстым слоем льда, что привело к отказу бортового оборудования и вооружения.
У ВМФ России, корабли которых используют специальные низкотемпературные покрытия, подобных проблем не возникло. Как отметили эксперты, эти учения продемонстрировали неспособность ВМС США и НАТО конкурировать с Россией в условиях арктического климата.
ВМС США действительно не располагают боевыми кораблями, предназначенными для действия в полярных широтах. В отличии даже от соседней Канады, правительство которой подписало контракт на строительство пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны AOPS (Arctic Offshore Patrol Ship), предназначенных для расширения своих возможностей по контролю в Канадском арктическом архипелаге.
Еще дальше продвинулась в этом плане Россия, которая помимо мощного гражданского ледокольного флота сделала ставку и на боевые ледоколы — их вооружение будет сопоставимо с кораблями класса эсминец. Предполагается, что первый из них — «Иван Папанин» (проект 23550, ввод в эксплуатацию 2021 г.) вооружат крылатыми ракетами «Калибр» и 76-мм артиллерийской военно-морской установкой АК-176МА, выполненной по технологии «стелс». Кстати, некоторые советские ледоколы имели на своем борту вооружение (спаренные зенитные установки) и… радар управления огнем, вероятно для передачи данных боевым кораблям и береговым частям ПВО.
Без поддержки ледокольного флота в Северном Ледовитом океане боевым кораблям, как говорится, ловить нечего, особенно в период зимней навигации. Сенатский комитет США по делам вооруженных сил еще несколько лет назад обратил внимание на тот факт, что Соединенные Штаты существенно отстают от других стран, в первую очередь от России, по количеству ледоколов. Тогда адмирал Джон Ричардсон, руководитель военно-морскими операциями, заявлял, что ВМС США разработали план действий в Арктике. При этом он подчеркивал, что Россия уже длительное время концентрируется на деятельности в Арктике.
Не секрет, что Россия уже контролирует все воздушное и морское пространство Арктики как минимум на 500 километров от своей береговой полосы. Слово «контролирует» — ключевое, но оно не означает, что мы занимаем эту территорию. С учетом шельфовой зоны Россия может претендовать на 350 морских миль. В обеспечении безопасности страны на северных рубежах используется глобальная система, позволяющая при помощи автоматизированных систем управления, спутников, носителей информации в море и на берегу, получать полные данные о ситуации в регионе. Все летающее в небе, ходящее по воде и под водой — в поле зрения системы, доработки которой еще продолжаются.
Помимо базирующихся на Севере флота, аэродромов авиации и средств ПВО, Вооруженные силы РФ обосновались и в отдаленных регионах Арктики. В шести районах были построены военные городки и аэродромы — на Земле Александры (архипелаг Земли Франца-Иосифа), в поселке Рогачево на Новой Земле, на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шидта, на острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова).
На последнем, к примеру, возведена на вечной мерзлоте база «Северный клевер» где служат 250 человек (в автономном режиме база может существовать 18 месяцев), находятся станция для наблюдения за воздушными судами и комплекс противовоздушной обороны «Панцирь-С1».
Ещё в 2015 году специально для арктических условий была создана 80-я отдельная мотострелковая бригада. Для её комплектования командными кадрами в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (ДВОКУ) в городе Благовещенск был создан факультет арктической и горной подготовки, Первый курс офицеров-«арктиков» уже окончил обучение в училищ и вскоре прибудет в войска. На вооружении бригады имеются бронетранспортеры с широкими гусеницами САУ «Гвоздика» арктической проходимости. Арсенал подразделений усилен зенитно-ракетными комплексами «Тор-М2ДТ», зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-СА».
Понятно, что уходить из Арктики Россия не собирается, а с учетом важности Северного морского пути и необходимости защиты своей территории будет только расширять свое военное присутствие в регионе. И людей в погонах армии РФ там значительно больше, чем «аборигенов» этих мест — белых медведей.
Из истории можно вспомнить, что официально Арктика стала нашей 15 апреля 1926 года — после постановления Президиума ЦИК СССР, которое сыграло важную роль в последующем освоении этой полярной части земли.
Процитируем этот исторический документ: «Объявляются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством Союза ССР территории каких либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе».
И если какое-то время Арктика была практически бесхозной, и ее спокойствие нарушали разве что полярные экспедиции (большей частью российские), то в последние годы вокруг темы белого безмолвия льдов возник нездоровый ажиотаж. Выяснилось, что Арктика является потенциальным месторождением углеводородов, запасы которых в остальных частях планеты не бесконечны. Плюс Северный морской путь, безраздельно принадлежащий России еще с советских времен, который становится более близким для поставок товаров из Китая, Индонезии, Австралии в Европу. Догадайтесь с первого раза, кому все эти преимущества Арктики показались привлекательными? К гадалке не ходи - США всячески пытаются вторгнуться в арктический сектор и взять его под единоличный контроль.
Нынешний интерес к Арктике вызван и тем, что она чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. По мнению исследователей здесь залегает 13 процентов от мировых неразведанных запасов. В Баренцевом, Печорском и Карском морях выявлено более 200 перспективных залежей нефти и газа. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.
Свежие комментарии